Размеры шрифта
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Изображение
Вкл
Выкл
Шрифт
Arial
Times New Roman
Межбуквенный интервал
Стандартный
Средний
Большой
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому

Задержка речевого развития у детей

12 Января 2017

Если Ваш малыш плохо говорит. Когда нужно бить тревогу?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально, не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии речи. При задержке речи ребенка, часто требуется помощь специалистов, и очень важно не упустить время и вовремя обратиться за специализированной помощью, если справиться своими силами с проблемой не получается.
Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Общение в первые месяцы малыша происходит посредством разной интонации плача, далее появляется гуление, после семи месяцев лепет и в год здоровый ребенок начинает осознанно говорить 5-6, до 10 слов (папа, мама, дай и т.п.). Есть детки, которые не говорят первых слов в год, а на два-три месяца позже, это не всегда является патологией. Установлено, например, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки, но необходимо помнить, что и процент задержки в развитии речи у мальчиков выше, чем у девочек.

Родителям малыша до 1 года необходимо насторожиться и показаться специалисту в случае: если у ребенка 3-5 месяцев нет эмоционального контакта с родными – не смотрит в глаза, не концентрируется на лице взрослого, говорящего с ним, не реагирует на обращенную речь, у ребенка бедность эмоций (не улыбается, нет эмоции радости, страха, удивления), не гулит, не реагирует на «чужого» человека в 7-8 мес., а к году не понимает названий простых предметов, не играет в «ладушки», не машет «пока-пока» и т.п. Конечно, развитие речи зависит от должного ухода и общения взрослых с малышом. Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. В ситуации, если ребенку не уделяли индивидуального внимания, не было теплых эмоций и общения с взрослыми в первые месяцы жизни, даже у абсолютно здорового ребенка будет наблюдаться нарушение развития речи («социальная запущенность»).

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это отражается на развитии его речи. Появляются слова, обозначающие действия. Пассивный словарный запас все шире (понимание речи), и постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их. После полутора лет в речи ребенка появляются первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум- трем годам использует формы падежа. В этом возрасте главное, что должно насторожить родителей - если ребенок не понимает названия простых бытовых предметов и действий, нет интереса к контакту с взрослыми (может длительно находиться один), нет даже простых слов в речи, малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. После 4-х лет велика вероятность перехода от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР), после пятилетнего возраста шанс на полное исправление недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе эффективность терапии составляет всего 0,5%.

Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо обратиться к нужному специалисту. Несколько основных причин задержки психоречевого развития:
Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
Родовые травмы.
Травмы головы в раннем возрасте.
Психологические травмы.
Проблемы со слухом.
Ограниченное общение взрослого с ребенком.
Психические и генетические заболевания, отдельные заболевания головного мозга, которые могут проявляться именно в задержке речевого развития.

Главная задача родителей - вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности. Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится.
Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития: невролог, логопед, дефектолог, сурдолог, психолог. В первую очередь необходимо обратиться в неврологу.

Зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу:
Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Для оценки развития мозга невролог может назначить ЭЭГ (электроэнцефалограмма), М-эхо (эхоэнцефалоскопия), или более углубленное исследование функции мозга - ЭЭГ мониторинг сна и бодрствования (чаще у детей в сочетании задержки речи с психическими нарушениями).

Логопед помогает поставить правильное звуковое произношение, проводит массаж речевой мускулатуры, улучшает дикцию.

Дефектолог зачастую работает в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими недостатками.

Психолог помогает развить память, внимание, мелкую моторику рук, помогает справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержку в развитии речи.

Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха. При подозрении на тугоухость у детей проводится тимпанометрия, кСВП (слуховые вызванные потенциалы).

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет - это проблема для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике задержки речевого развития является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, активное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Введите за правило в своей семье с рождения перед сном читать ребенку сказки - сначала короткие и мелодичные, с возрастом более сложные и продолжительные, важно, что бы малыш не только слушал текст, но и слышал голос мамы или папы. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук - рисование, лепка из пластилина, пальчиковые занятия. Все эти методы доступны для выполнения дома.

И помните- длительное присутствие малыша у работающего телевизора, ранние компьютерные игры не способствуют развитию ребенка, а наоборот тормозят, так как для правильного развития речи и психики необходим непосредственный контакт ребенка с взрослым. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Будьте внимательны к своим детям!

Автор статьи: Оксана Николаевна Абламская, врач-нейрофизиолог высшей категории МЦ «Диамед».

Все новости


Яндекс.Метрика